№43 (27 456) / СРЕДА, 22 апреля 2015/
вернуться
Ковали Победу сухонские капитаны
На послевоенной фотографии запечатлена группа капитанов и механиков в связи с награждением их орденами Ленина.
С начала Отечественной войны по Сухоне хлынул
поток воинских грузов на Архангельск. Для нужд обороны Советского
Заполярья с Волги шли подводные лодки в доках, сторожевики и морские
охотники, торпедные катера, баржи с мазутом и оборудованием.
Многие объекты по своим размерам с трудом
вписывались в габариты судового хода, и их было сложно провести по
тесным каналам и сооружениям Северодвинской шлюзованной системы и, в
особенности, по бурным стремнинам Нижней Сухоны. Диву даешься, в каких
условиях порой приходилось работать речникам и прежде всего капитанам и
лоцманам. Немало таких забот, к примеру, выпало на долю капитана
парохода «Турксиб» Н. И. Коншина, обладавшего решительностью действий в
сложных ситуациях. В 1944 году им была спущена целая флотилия военных
кораблей - три подлодки (С-16, -17, -19), два сторожевика и несколько
торпедных катеров. Возвращающиеся из Архангельска в том году баржи,
загруженные лесоматериалами для Москвы, проводились по Нижней Сухоне уже
на спаде воды в условиях жесточайшего мелководья. Но правительственное
задание о доставке в Москву 43 тысяч тонн пиломатериалов (это до 80
барж) было выполнено.
Подобная работа оказалась по плечу лишь сухонским
судоводителям, привычным к таким условиям. Привлеченные в помощь в одну
из навигаций 10 пароходов Северного пароходства в первые же 20 дней
работы допустили восемь аварий, при этом затонувшая баржа № 5082 так и
осталась на месте происшествия.
Небольшое Сухонское пароходство при случае
оказывало помощь своим соседям. При остром недостатке грузовых судов у
Северо-Западного речного пароходства в 1944 году возникла проблема с
доставкой дров в Ленинград. По поручению Наркомречфлота наш
капитан-наставник Н. И. Черемисин нашел остроумное решение: в запанях
Мариинской системы им была организована сплотка плотоединиц системы
«ерш» собственной конструкции. На «ершах» разместили поленницы дров,
скрепив их такелажем, чтобы не развалились в пути, и поплыли эти
поленницы на буксире по обходным каналам, Свири и Неве до Питера,
удивляя необычностью такой транспортировки.
Трудовые подвиги речников Сухоны только за годы
войны были отмечены 482 государственными наградами. Награждение
продолжалось и после войны.
Помню многих капитанов. С некоторыми из них в
начале войны стоял длинные ночные вахты рулевым, с другими позднее
ходил на пароходе штурманом и помощником капитана. Все они были высокими
профессионалами, преданными флоту, по-отечески относились к нам,
молодежи. Это С. Н. Язенков с парохода «Авиатор», чье имя по сию пору
носит один из теплоходов межбассейнового плавания, М. М. Преловский с
парохода «И. А. Крылов», А. Д. Калининский - «Конструктор», А. М.
Сахаров - «Капустин», Н. И. Коншин - «Турксиб», И. Д. Куницын - «Псков».
Вспоминаются также капитаны И. А. Будкин, П. В. Клоков, М. Я. Малоземов
- дядя белозерского Героя Ивана Малоземова, П. А. Патюков, В. Н.
Припоров, Н. Н. Прибытков, А. В. Разумов, Н. А. Тчаников, П. А. Пестов, а
всего их в пароходстве было около 60.
Особо отмечу капитанов И. Д. Куницына и В. С.
Кубасова, позднее ставших капитанами-наставниками, разработавшими
лоцийные пособия и наставления по безопасному судовождению в Сухонском
бассейне.
Из капитанов военной поры, насколько мне
известно, ныне здравствует лишь один, проживающий в Тотьме Викентий
Сергеевич Кубасов - эталон порядочности, безупречный знаток Сухоны и
высокопрофессиональный судоводитель. Великий ему поклон и
признательность за все!
Да простит меня читатель за обилие названных
имен. Но это лишь малая толика тех, кто ковал Победу вместе с
фронтовиками, и забывать их не следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий