понедельник, 7 марта 2016 г.

Авария теплохода «Няндома»


(3 голосов)

Авария теплохода «Няндома»

23 декабря 1968 г. теплоход «Няндома» валовой вместимостью 1308 рег. т под командованием капитана дальнего плавания С. Грехнева снялся из Вентспилса в английский порт Иммингам с грузом ферросплавов в количестве 1436 т. Осадка при выходе в море была: носом — 4,3 м, кормой — 4,6 м.
njandoma-01
26 декабря 1968 г. судно следовало по Эльбе на выход в море. Так как ветер от норд-веста усилился до 7 баллов, лоцман оставил судно не доходя до обычного места,
В 3 ч 00 мин судно прошло плавмаяк «Эльба-1». К этому времени ветер усилился до 8 баллов, волнение достигло 6 баллов. Началась стремительная бортовая качка.
В 3 ч 15 мин ударом волны разрушило фальшборт правого борта по всей длине от полубака до надстройки. При этом была повреждена палуба, водонепроницаемость ее нарушилась. Капитан, правильно оценив обстановку, решил вернуться в защищенное место для устранения повреждений.
В 3 ч 17 мин «Няндома» легла на обратный курс. Волны продолжали заливать палубу. В 3 ч 26 мин дали малый ход. В 3 ч 32 мин прошли траверз плавмаяка «Эльба-1», оставив его слева в расстоянии 2,5 кабельтова. Легли на ККг= 93° (—1°). Около 4 ч 00 мин в помощь находившемуся на вахте второму помощнику капитана вызвали третьего помощника для усиления наблюдения за окружающей обстановкой и ведения судового журнала. В 4 ч 00 мин второй помощник определил место судна, которое оказалось южнее оси фарватера на 2,5 кабельтова. По указанию капитана начали учитывать дрейф 4°, легли на ККг=89° (—1°). Эхолотом не пользовались, глубины не измеряли.
nyandoma
Место судна, определенное в 4 ч 21 мин, оказалось в непосредственной близости от 6-метровой изобаты. Вследствие большого волнения и малой скорости судно плохо слушалось руля. Его продолжало сносить вправо — на мель. Дали средний ход и положили руль лево на борт, однако это не дало положительных результатов — дрейф продолжался. Отдали правый якорь, потравив 2,5 смычки якорь-цепи, но якорь не держал, полз. Отдали левый якорь с 2 смычками цепи. Судно начало разворачиваться носом против ветра, но в 4 ч 25 мин село на мель правой стороной днища в районе трюма № 3. Его начало сильно бить о грунт. Попытка сняться с мели с помощью своей машины не увенчалась успехом. Однако двигатель продолжал работать переменными ходами, так как при его остановке удары о грунт усиливались.
Около 9 ч 00 мин во время малой воды установили, что «Няндома» села на остатки ранее затонувшего судна. В результате полученных пробоин затопило второй трюм и судно оказалось в катастрофическом положении. В этих условиях капитан был вынужден обратиться за помощью к иностранным спасателям. Вскоре подошли спасательные суда, но из-за усиления ветра до 9 баллов были бессильны оказать помощь. К 23 ч все трюмы затопило водой.
2 января 1969 г. в 10 ч 35 мин теплоход «Няндома» переломился пополам в районе переборки между трюмами № 2 и 3.
njandoma-break
В дальнейшем судно было поднято, поставлено в док и восстановлено.
Расследованием установлено, что причинами тяжелой аварии теплохода «Няндома» являются серьезные ошибки в судовождении и организации штурманской службы. Так, при возвращении в укрытие капитан С. Грехнев недооценил степень реальной опасности, грозящей судну. Вплоть до момента аварии он все свое внимание сосредоточил на устранении повреждений палубы, отстранившись от контроля за движением теплохода. Обсервованные точки свидетельствовали о том, что под воздействием северо-западного ветра и приливного течения его неуклонно сносило на юг в сторону опасных глубин.
В 4 ч 00 мин, когда «Няндома» находилась правее фарватера на 2,5 кабельтова, было еще не поздно прекратить малоэффективные работы по заделке повреждений главной палубы, увеличить ход до полного, вывести судно на фарватер и форсированным ходом следовать в защищенное место. Вместо этого капитан ограничился изменением курса влево на 4°, не увеличив хода. Это привело к тому, что в 4 ч 21 мин теплоход оказался на малых глубинах и плохо управлялся. Меры, принятые затем капитаном для выхода на фарватер, практического результата дать уже не могли: время было упущено.
Журнал "Морской флот" №6 за 1971 год
Видео запечатлившее эту аварию можно посмотреть здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий